Что же было сделано Потёмкиным на юге России до начала русско-турецкой войны 1787-1791 г.г.? Первым результатом его деятельности явилось то, что население Азовской и Новороссийской губерний, входивших в Екатеринославское наместничество, увеличилось с 1777 г. по 1787 г. с 200 тысяч до 725 тысяч душ обоего пола (заметим, что все население России по ревизии 1782 года составило 28 млн. человек). Для быстрейшего заселения края Потёмкиным был издан указ о невыдаче владельцам беглых крестьян, если они пересекали границу наместничества. Кроме того, для заселения края Потёмкин вызывал раскольников, иностранных колонистов-немцев, греков и армян из Крыма, старался удержать мусульман от выселения в Турцию. Много земель было роздано помещикам внутренних губерний, которые переселяли сюда своих крестьян [12]. Был основан ряд городов и множество селений, которые стоят и по сей день. Первые среди них – Херсон, Симферополь, Севастополь, Николаев, Мариуполь, Екатеринослав (Днепропетровск), Елисаветград (Днепродзержинск), Ставрополь. Одновременно в городах и крупных селениях строились фабрики и заводы, а между городами – стратегические и местные дороги [10].
Большое внимание Потёмкин уделял развитию земледелия и скотоводства, посадке фруктовых садов, крупным лесопосадкам, внедрению и развитию виноградарства, шелководства и разведению овец. У Потёмкина хватало сил заниматься даже такой специфической областью, как внедрением новых сельскохозяйственных культур в крае. Много усилий тратилось на снабжение хлебом края в начале его заселения и в неурожайные годы, а также на гибкое использование таможенных льгот и пошлин и на борьбу с заносимыми из Турции эпидемиями. Благодаря Потёмкину и его сподвижникам полупустынные земли были превращены в цветущий край [10,12,13].
За короткое время на юге России были созданы мощные вооруженные силы: сформированы новые части и соединения пехоты и конницы, построен ряд крепостей, арсеналов, складов и баз снабжения, казарм, госпиталей и артиллерийских батарей. Численность армии в полосе от Кубани до Днепра достигла 150 тыс. человек. Но особенно большую роль сыграл Потёмкин как подлинный создатель Черноморского флота. Под его непосредственным руководством были построены верфи в Херсоне, Николаеве и Севастополе, созданы военные порты и главная база флота – Севастополь, органы управления флотом и морское училище в Херсоне. К началу войны было построено 46 кораблей [14]. Заметим, что в истории не было случая, чтобы флот, находящийся в процессе создания, одержал бы множество блестящих побед в сражениях, как это сделал русский флот на Черном море в войну 1787-1791 г.г.
Эта война для России была седьмой за 100 лет войной за выход к Черному морю. Благодаря выдающимся победам русской армии (Очаков, Фокшаны, Рымник, Кинбурн, Галац, Аккерман, Бендеры, Сальча, Кишинев, Гаджибей, Килия, Измаил, Анапа, Мачин) и молодого черноморского флота (Кинбурн, Лиман, Фидониси, Керченский пролив, Тендра, Калиакрия) эта война стала решающей. Но, как ни странно, именно эта победоносная война послужила поводом к обвинениям главнокомандующего Потёмкина в бездарности. Эти суждения дореволюционных историков перекочевали в советскую историческую литературу и учебники.
Однако еще в 1893-1895 гг. русские военные историки Д.Ф. Масловский и Н.Ф. Дубровин, специально изучавшие деятельность Потёмкина в войне 1787-1791 гг., убедительно доказали, что именно он являлся подлинным руководителем победоносной войны, развернувшейся на огромном пространстве от Кавказа до Дуная [15]. Масловский подчеркнул, что выводы о бездарности Потёмкина, как полководца, ненаучны, так как сделаны “без опоры на главнейшие материалы”. Документы свидетельствуют, что “Потёмкин имел вполне самостоятельный и верный взгляд на сущность самых сложных действий войск на полях сражений... Потёмкин в эту войну является первым главнокомандующим нескольких армий, оперировавших в нескольких театрах”. Потёмкин впервые в русской военной истории дает образец управления армиями и флотом общими указаниями – директивами [15].
Сражения этой войны выигрывали генералы и адмиралы: Суворов, Ушаков, Гудович, Кутузов, Текелли, Алексиано, Нассау-Зиген, Дерфельден, Рибас, Герман, Каменский, Репнин. Но замысел кампаний, группировка сил и направление ударов разрабатывалось Потемкиным, твердо руководившем операциями армии и флота на обширнейшей территории от Кубани до Дуная. Потёмкин обладал даром вызывать у своих подчинённых генералов и адмиралов не только инициативу, но и максимум напряжения сил. Потёмкин опередил своё время и не был понят современниками, привыкшими видеть полководца во главе армии на поле сражения.
Потёмкина обвиняют в затягивании войны и неумении пользоваться победами. При этом упускают из виду, что война с Турцией оказалась для России войной с европейской коалицией. Через год после её начала Швеция объявила войну России. Русско-шведская война продолжалась до августа 1790 года и вызвала отвлечение вооружённых сил, часть из которых могла быть использована Потёмкиным на юге. В конце 1789 г. Пруссия заключила союз с Польшей и заняла угрожающее положение на западной границе России. Пруссию активно поддерживала Англия. Все эти факторы вынужден был учитывать Потёмкин. Россия с честью вышла из тяжелого положения. Заслуги главнокомандующего в победоносном завершении войны 1787-1791 г.г. невозможно отрицать. Действительно, вспомним, что многие войны велись и заканчивались совсем не так, как задумывались. Поход Карла XII и поход Наполеона в Россию завершились катастрофой, Фридрих II избежал катастрофы в Семилетней войне только благодаря смерти императрицы Елизаветы. Однако Карл XII, Наполеон и Фридрих II – “великие полководцы”. А Потёмкин, не сделавший ни одной ошибки, проведший войну в труднейшей международной обстановке, не потерпевший со своими армиями и флотом ни одного поражения, добившийся всех поставленных стратегических целей, – в соответствии с живучим мифом не является полководцем.
Подводя итог, можно утверждать, что Потёмкин сделал на юге больше, чем Пётр I на севере. Потёмкин довёл до счастливого окончания дело всей своей жизни: по Ясскому миру Россия стала черноморской державой и всегда оставалась ею, несмотря ни на какие испытания.
Для преодоления разрушающего влияния антирусских мифологем необходимы усилия в трёх направлениях: патриотический настрой каждого из нас, обеспечивающий отторжение лжи на уровне интуитивного сознания; обнародование фактологического материала, накопленного несколькими поколениями наших историков и раскрывающего истинную картину исторических событий и процессов; просвещенческо-педагогическая деятельность, направленная на закрепление патриотического настроя и свободной от мифологического искажения картины исторических событий в самосознании молодых поколений.
Валерий Балаев